Сегодня соискатели Беларуси представляют три разных поколения X, Y и Z, но не часто работодатель задумается о особых подходах к найму и взаимодействию с ними, в особенности с самым молодым и активно набирающим темп поколением Z.
Тридцать лет назад два американских ученых У. Штраусом и Н. Хоувом решили разобраться в важности проблем разных поколений. Покопавшись хорошенько в людях, рожденных в разных временных отрезках, была сформирована идея. Люди, разных эпох и окруженные разными экономическими, политическими и социальными изменениями, отличаются друг от друга существеннее чем описанная Тургеневым проблема «отцов и детей». Каждое новое поколение формирует свою матрицу приоритетов и ценностей, вытачивая ее под воздействием факторов настоящего им времени.
Поколения можно разделить по периодом, в котором они родились:
Познакомимся с поколением Z. Чем же отличается Z от предыдущих поколений? В чем их особенность в рабочей обстановке? Куда лежат их устремления?
Поколение Z — первые, рожденные в пространстве, где окружающая среда, каждый объект/предмет/человек/символ имеет цифровой эквивалент. 2000 г. — первый многофункциональный смартфон; 2003 г. — запуск Skype, через год Fecebook, еще через год размещен первый ролик на YouTube, в 2006 году Twitter, наконец, сбытые изменившее мир 21 века — 2007 год — Applе представил iPhohe. Естественным образом на пути формирования представлений и мировосприятия поколения, получилось переплести реальный и цифровой мир в головах людей, рожденных в век персонального компьютера. Здесь и родилась проблема. Реальный сектор обычно медленно адаптируется к цифровым решениям; и когда Z начинает поиск работы происходит столкновение с техническими трудностями. По словам 91% представителей поколения Z, уровень технической оснащенности компании влияет на их решение при выборе работы.
Поколение Z кропотливо лепит и потеет над созданием и реализацией уникального имиджа. Наша суперспособность — персонализировать все, что окружает. Это выражается в названиях должностей на пути карьеры, а с развитием карьеры и степень персонализации пропорционально увеличивается. Это создает определенный дискомфорт в рабочей среде, которая всегда стремилась к максимальной справедливости с одинаковыми возможностями всем сотрудникам. 57% процентов поколения Z склонны сами формировать свой рабочий функционал, чем получать от работодателя их стандартный вариант. Персонализируйте процедуру рекрутинга, позволяйте сотрудникам формировать название их должностей, персонализируете карьерные планы, чтобы наиболее эффективно использовать амбиции и сильные стороны каждого сотрудника.
Поколение формировалось в условиях стабильной государственности, но в условиях популяризации терроризма, феминизма, ЛГБТ-сообщества, скоростного интернета, а в экономике продолжалась глубокая рецессия. Это и сформировало прагматичность мировоззрения, особенно в отношении к ближайшему будущему.
Страх упустить что-то действительно важное особо ярок для поколения Z. К этому можно относиться неоднозначно. С одной стороны — поколение постоянно на гребне новых веяний и сохраняет высокий уровень конкурентоспособности. С дугой стороны — постоянно гнетет мысль, что темпы их продвижения недостаточно быстрые и не в том направлении. Поколение само создает себе новые вызовы в рабочем пространстве, так как хочет быть постоянно уверенным, что берет из ситуации максимум возможного. 75% поколения Z заинтересованы в исполнении одновременно нескольких функций на работе у одного работодателя.
Электронные дневники в школах, безналичный расчет в магазинах, оплата коммунальных платежей через интернет, Uber, Airbnb, Aliexpress, социальные сети, Netflix и это список можно продолжать еще несколько часов. Поколение, рожденное в мире совместного использования. Поколение, которое стремится реализовать в жизнь потенциал коллективного подхода в общественно полезной деятельности. Оптимизация процессов и ресурсов стала для данного поколения символом.
С неограниченным доступом к YouTube и Google, поколение получило возможность обучаться всему и обучать других делать все что угодно. Это позволило сформировать уверенность в том, что возможно сделать самостоятельно практически все.
7. Мотивированность
Родители поколения, которые сформировались в более неустойчивой внутриэкономической среде, внушили Z, что само по себе участие в процессе — не награда, и в каждом процессе есть победитель и проигравший. Очевидно, что в добавок к экономической ситуации поколение Z становится более мотивированным поколением, чем предыдущие ему. Эти мальчики и девочки готовы и рвутся работать засучив рукава. Они более конкурентоспособные, более индивидуалистичные, чем им предшествующие поколения.
Сформировав представления о семи особенностях, можно заключить, чего же ждет поколение Z от работы. Где и в какой момент есть вероятность удариться лбами? При каких обстоятельствах сработаться? Нельзя игнорировать цело новое поколение, которое уже стало работоспособным. Могут ли особенности нового поколения быть негативными? Конечно, без сомнений. Можно ли из этих отличий выжить максимум выгоды? Даже не сомневайтесь! Но нужно осознавать: мы говорим не о «правильном» или «неправильном», «лучшем» или «худшем» поколении. Речь о принятии особенностей и отличий, выстоянии наиболее эффективного сотрудничества. Поколение Z — новое, самобытное поколение, непохожее на X и Y — и это хорошо.
Ведущий специалист по работе с персоналом
Комментарии отсутствуют