Подбор персонала Executive search Headhunting Зарплатные исследования IT рекрутинг

HR-маркетинг: дополнительные затраты или инструмент привлечения лучших сотрудников?

Вернуться к списку статей

Совсем недавно в нашей стране для найма сотрудников было достаточно отдела кадров или менеджера по работе с персоналом, проводящего классические собеседования со стандартным набором вопросов, скучными типовыми ответами и такими же скучными заключениями. Текучка кадров как была, так и есть, но сам рынок труда изменился. Информация стала доступна всем, и теперь уже не соискатели борются за рабочие места, а сами компании находятся в жёстком противостоянии за хорошие экспертные кадры. Уже нет возможности просто сидеть и ждать, что к вам в двери постучится профессионал и станет навсегда вашим сотрудником, согласным и готовым на всё.

Рынок труда — это отдельный мир со своими законами и правилами, в котором кадры и места работы выступают одновременно друг для друга и продуктами и клиентами. Такой мир подчиняется законам маркетинга, поэтому вовсе не удивительно, что в наше время направление HR-маркетинга развивается стремительно, появляются специалисты, и это становится таким же необходимым инструментом, как, к примеру, бухгалтерский учёт. Осталось лишь понять каждому собственнику бизнеса, насколько это важное, а каждому специалисту-маркетологу — насколько перспективное и относительно новое для нашей страны направление.

Начнём с препятствий и сложностей.

HR маркетинг преимущества и недостатки

Недостатки HR-маркетинга

Везде, где присутствует слово «маркетинг», прямо на поверхности лежит ассоциация с большими финансовыми вложениями. Отдел маркетинга в современной компании — самый затратный отдел, окупаемость которого порой тяжело измерить, если не говорить о конкретных рекламных кампаниях, где сразу виден профит.

Так и в HR-маркетинге. Результат работы этого инструмента сложно измерить, но не невозможно, особенно если иметь какие-то исходные данные. Есть такие, казалось бы, неизмеримые вещи, как удовлетворённость сотрудника работой, но на самом деле существует, например, понятие «индекс счастья сотрудника» (eNPS), и для его измерения есть вполне понятная формула, которой пользуются все грамотные специалисты.

Также простыми формулами можно просчитывать текучку кадров и замерять её динамику изменения на временном графике. Это только верхушка айсберга, в реальности же всё глубже, сложнее и интереснее.

И вернёмся к главному, а, если точнее, единственному недостатку HR-маркетинга. Этот, бесспорно, эффективный инструмент потребует вложений. Следует добавить, что эти вложения касаются не только фонда оплаты специалиста, которого вы возьмёте в штат или на аутсорс. Вложения будут также в рекламные кампании, направленные на привлечение кандидатов. Стоит ли говорить, что люди — это основа любого бизнеса и именно в этот ресурс нужно в первую очередь вкладывать деньги?

HR маркетинг - это дополнительные траты или инвестиция

Теперь об основном. Какие плюсы, и в чём заключается суть работы HR-маркетолога.

Преимущества HR-маркетинга

Каждый HR-маркетолог должен использовать собственную воронку продаж, подобно тем, что используют во всех других видах бизнеса по продаже какого-либо продукта: товара или услуги. В этом случае продукт — это бренд, а клиент — соискатель. Воронка продаж HR-маркетолога состоит из пяти этапов: привлечение, вовлечение, оценка и отбор, оффер и найм. На каждом этапе специалист использует определённые инструменты и техники, которые необходимо изучать в теории и уметь применять на практике. К задачам специалиста по HR-маркетингу относятся поиск и сегментирование целевой аудитории, связь с потенциальными кандидатами через все возможные каналы коммуникации, формирование собственной базы кандидатов.

В долгосрочной перспективе HR-маркетолог должен уметь планировать действия в своём направлении, предугадывать изменения на рынке, следить за трендами и использовать всё это при разработке маркетинговой стратегии. С каждым годом рынок труда видоизменяется, входят в обиход новые технологии и инструменты. А стратегии, которые были популярны и действенны ещё вчера, уже не работают. HR-маркетинг помогает любому бизнесу адаптироваться к новым рыночным условиям.

Помимо внешних воздействий на рынок — продумывания рекламных кампаний для рекрутинга, создания имиджа и позиционирования компании, а в итоге привлечения кандидатов — HR-маркетолог занимается удержанием, а иногда и возращением кадров. Для этого он работает с микроклиматом компании, разрабатывает инструменты материальной и нематериальной мотивации и при необходимости офферы для возвращения потерянных хороших специалистов.

Что же это всё даст? Решатся проблемы, связанные с длительным закрытием вакансий, кандидаты перестанут «срываться» и не доходить до собеседований, в конце концов, у компании появится возможность выбирать кадры среди хороших специалистов, а не довольствоваться меньшим из зол. Более того, правильный HR-маркетинг способен выделить вас среди конкурентов даже в сложных нишах.

Не каждый собственник бизнеса, его генеральный и исполнительный директор способны погрузиться в мир маркетинга, чтобы оценивать его эффективность. Особенно это касается сферы HR.

Преимущества HR-маркетинга

Многие руководители считают, что для найма хорошего сотрудника достаточно обладать их опытом, поверхностными знаниями в психологии и, не дай Бог, какой-то интуицией. Возможно, ранее этого было достаточно, чтобы отделить семена от плевел и нанять достойного сотрудника. Сейчас же нужно полностью погрузиться в тему и стать настоящим профессионалом, поскольку HR-маркетинг — это целая наука, изучая которую, становишься специалистом.

Всем вышеизложенным мы хотели показать вам, насколько сейчас это важная и востребованная ниша. Это должен понимать и владелец бизнеса, столкнувшийся с кадровой проблемой, и специалист по маркетингу, который ищет для себя новые пространства вариантов для развития и роста.

Алла Исаева

Алла Исаева

Партнер ГК «Административный ресурс»

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий
Политика обработки персональных данных

© 2013- ООО «Административный ресурс» Свидетельство о государственной регистрации № 191825864 выдано Мингорисполкомом 09.10.2012 года

Административный ресурс Контакты:
Адрес: В.Хоружей, 3, офис 407 220005 Минск,
Телефоны:+37544 5440022 +37529 5440022 +37517 2150022 +37544 5440022 Электронная почта: [email protected]