В этой статье мы расскажем, что нужно сделать собственнику компании, чтобы сохранить свой бизнес при смене директора.
Любой бизнес рано или поздно сталкивается с необходимостью смены оперативного руководителя. Нового руководителя следует подбирать с учетом условий, в которых ему придется работать. Когда собственник передает оперативное управление компанией наемному руководителю, возникает угроза ослабления или даже потери власти. Чтобы этого избежать, необходимо четко разграничить функции и зоны ответственности каждого из них.
Распространенная ошибка:
владелец передает все свои обязанности новому управленцу, и полностью отстраняется от дел в надежде, что теперь бизнес будет развивается сам по себе, не требуя никакого внимания со стороны основателя.
Результат:
Если новый директор будет успешным — потеря контроля над компанией.
Если новый управляющий окажется некомпетентным — потеря компании.
Золотая середина:
это понимание того, что именно надо делегировать, а что оставить за собой.
К функциям владельца-идеолога относится:
1.Формирование миссии компании (идеологических ценностей и замыслов деятельности).
2.Одобрение всей фундаментальной политики компании (регламенты, принципы, кодексы, основополагающие инструкции
3.Формирование стратегических планов и контроль их реализации.
Первый пункт включает не только формулирование, но и постоянное продвижение этих ценностей среди сотрудников компании. Чем дальше владелец бизнеса от рядовых сотрудников, тем более качественной должна быть такая коммуникация. О миссии, идеологии компании сотрудники должны узнавать непосредственно от владельца, эту функцию никогда нельзя передавать руководителям.
Само по себе формирование идеологии находится в некотором противоречии с оперативным управлением. Выполняя функцию идеолога, владелец вдохновляет сотрудников, наполняет смыслом их деятельность. А директор компании должен требовать, контролировать и добиваться.
Второй пункт необходим для того, чтобы любые регламенты и политики, которые применяются в компании, во-первых, полностью соответствовали идеологии, а во-вторых — исходили от владельца, укрепляя таким образом его влияние. Не имеет значения, кто разработал политику — директор или кто-то из руководителей, в любом случае она издается от имени владельца компании и обязательна к исполнению для всех без исключения сотрудников.
Третий момент — собственник должен оставить за собой формирование стратегических планов. Речь идет о планах, которые охватывают всю компанию и выводят ее на новый уровень. Это не означает, что владелец должен разрабатывать такие планы собственноручно. Он может привлекать руководителей или даже сторонних экспертов. Но это должны быть его стратегические планы, а затем он поручает директору разработку проектов по их реализации. Таким образом владелец имеет и власть, и контроль, так как регулярно проверяет выполнение проектов.
Главная идея, которую следует понять:
Ниже мы покажем, как безопасно разделить обязанности собственника и нового директора компании, чтобы сотрудничество было максимально эффективным.
Такое разделение обязанностей не даст вам потерять контроль над своим бизнесом.
Вот несколько советов от компании «Административный ресурс» по превентивным мерам сохранности своего бизнеса при найме нового директора.
Совет 1: Изучите нового директора
Для защиты своего бизнеса собственнику необходимо тщательно проверить нового кандидата на эту должность, его опыт на предыдущих местах работ. Проверить такие данные можно как собственными силами, так и с привлечением специалистов.
Совет 2: Исключите трудоустройство нового директора к конкурентам
Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно ввести в устав компании и трудовой договор с наёмным управленцем его ограничение на работу в конкурирующих фирмах и у поставщиков. Данный запрет действует на весь срок работы наемного руководителя.
Совет 3: Ограничивайте полномочия
Собственнику бизнеса необходимо отказаться от полного делегирования полномочий директору. Например, запретить управленцу компании осуществлять сделки, связанные с нематериальными услугами, с основными активами фирмы, с недвижимостью, займами и кредитами без своего согласия.
Совет 4: Регулярно проводите независимый аудит
Чтобы защитить свой бизнес, вам необходимо регулярно проводить аудит с привлечением независимых экспертов и лично вникать в отчеты о проведенном аудите и итогах года. По статистике, 80−85% проблем в компании легко обнаруживаются при систематическом контроле.
Совет 5: Устраивайте перезагрузку
Не забывайте давать себе возможность отдохнуть, чтобы набраться сил. Как правило, уже на 5−7 день отдыха начинают приходить новые идеи, мысли, меняются взгляды на привычные вещи, появляются планы не на месяц, а на несколько лет.
Власть должна сохраняться в руках собственника. Все процедуры контроля, установленные собственником, нужно выполнять всегда, без игры в доверие или недоверие.
Не можете найти подходящего директора? Профессионалы компании «Административный ресурс» помогут вам в этом. Мы гарантируем качественный подбор персонала по системе Executive search!
Комментарии отсутствуют