Коучинг в бизнес-культуре приобретает широкое распространение. Если сначала коуч-тренера были в штате только иностранных компаний, то сейчас крупные российский корпорации выделяют средства на штатного или наемного специалиста.
Впервые это явление появилось в спорте. Ученые Гарварда нашли объяснение старинной русской пословице «У страха глаза велики», как источнику и причине поражения физически сильных и подготовленных спортсменов: выходя на состязание, человек видит не реального соперника, а только свое представление о нем, его силе и возможностях.
Функция коуча — помочь увидеть реальные способности окружающих людей, найти способы преодоления своего страха и возможности победы.
Есть ли необходимость в дополнительном специалисте, если в компании работает штатный и сторонний психолог/тренер для сотрудников? Да!
Все три профессии работают в одном направлении, используя разные методы достижения результата:
• Психолог и психотерапевт во главу угла ставят личность клиента, обнаруживают проблемы и личностные особенности, которые препятствую карьерному росту. Психология дает оценку свойствам личности, помогает осознать и исправить недостатки;
• Бизнес-тренер не вникает во внутренний мир. Его задача, как у Павлова — дрессировка и выработка нужного поведения. Тренинги учат как отвечать на вопросы покупателя, как рассказывать о продукции, как улыбаться, здороваться, реагировать на негатив. Практика бизнес-тренингов формирует у клиентов устойчивую цепочку-рефлекс: стимул —реакция.
• Коуч не вытаскивает из подсознания проблемы, но и не «натаскивает» на результат, не навязывает свои практические навыки; позволяет развиваться каждому в своем направлении, учитывая индивидуальные особенности.
Задача коуча — исходя из личного «багажа» клиента, помочь найти собственную дорогу для достижения целей, решения проблем и карьерного роста.
Человек изначально имеет все, что нужно для достижения цели. Формировать дополнительные навыки или учиться чему-либо не нужно. Главный принцип работы заключается в изменении мышления клиента: переключение с зацикленности на неудачах прошлого на достижении успеха будущего, остальное он сделает самостоятельно.
Работа с клиентами ведется с позиции «навести порядок в своей жизни». Личные проблемы сотрудников имеют прямое отношение к работе. Семейные неурядицы, конфликты дома, финансовые трудности — влияют на результативность работника. Как подчеркивал Абрахам Маслоу, в первую очередь человеку требуется безопасность, удовлетворение физиологических потребностей, межличностные отношения. И только после удовлетворения этих базовых потребностей, человек начинает стремиться к признанию и профессионализму.
Результат работы с коучем:
Владельцам бизнеса и руководителям необходимо регулярное общение с коучем. Постоянный прессинг проблем, попытки совместить личную жизнь и карьеру, взаимодействие с разными, порой неприятными, людьми — приводит к появлению зашоренности, хронического дистресса и эффекта «белки в колесе».
Коуч отвечает на запросы:
Бизнес-коучинг собственников бизнеса возвращает уверенность в себе, объективность оценки и гибкость в принятии решений. Учит опираться на свои сильные стороны, как руководителя; избегать конфликтов и ошибок, вызванных страхом или стереотипами поведения. Позволяет увидеть разницу между текущим, воображаемым и желаемым состоянием компании; отбросить субъективные оценки, сомнения, надуманные препятствия в принятии управленческих решений; научиться разграничивать рабочее и личное пространство; эффективно планировать стратегию и тактику в развитии компании; воспринимать сотрудников, клиентов и партнеров без «кривого зеркала» собственных стереотипов; развить уверенность в себе и результате; научиться быстро и четко реагировать на изменения на рынке, в бизнесе, в стране; стойко преодолевать неудачи и промахи, извлекая из них опыт, а не негативные эмоции и неуверенность в себе; построить и последовательно развить мотивационную концепцию для персонала, толерантно общаться с людьми с разным стилем коммуникации, разным уровнем потребностей и ценностных установок.
Клиентами карьерного коуча становятся управленцы среднего звена, осознавшие, что их не устраивает занимаемая должность, а для подъема по карьерной лестнице чего-то не хватает.
Типичные запросы:
В результате проведения карьерного коучинга управленец начинает лучше понимать самого себя и окружающих, ставит четкие и достижимые цели вместо «хочу быть боссом», учится планировать свои шаги к построению карьеры.
Как выбрать бизнес-коуча в организацию
Прежде чем обратиться к стороннему коучу, или нанимать штатного в компанию, нужно ознакомиться с его рекомендациями, оценить опыт работы в сфере коучинга и сопутствующих отраслях: лично пообщаться с бывшими клиентами; убедиться в наличии соответствующих документов об образовании, наличии сертификатов в базах Ассоциации коучинга.
После прохождения проверки, руководители компании могут быть уверены, что перед ними профессиональный коуч, а не мошенник.
Далее определитесь, нужен ли в организации штатный специалист, или лучше получать периодическую помощь от стороннего коуча. Каждый из вариантов имеет достоинства и недостатки.
Преимущества штатного консультанта:
К сожалению, штатный коуч-тренер может оказаться в роли Фигаро, пытаясь угодить всем и попасть в ловушку таких крайностей, как попытка удовлетворить лишь запросы непосредственного работодателя, превращаясь в классического бизнес-тренера — специалиста по «натаскиванию» персонала не результат; желанию соответствовать ожиданиям менеджеров подразделения, к которому он прикреплен. Здесь работа ограничивается лишь повышением профессионализма управленцев и их влияния на подчиненных; потребности нравиться рядовым сотрудникам. Здесь уже речь идет о преобладании личных интересов людей над интересами организации.
Приглашенный консультант свободен от влияния коллектива, нацелен на заявленный в договоре результат. И это его главное преимущество. А недостаток — незнание внутренних взаимоотношений и неформальной субординации в компании.
Кому и зачем нужен коучинг
Несмотря на то, что это направление в организационной работе молодое, уже стало понятно, что коучинг подходит абсолютно любому человеку, компании, управленцу. Коуч-тренер — это тот человек, который поможет разобраться в себе, в других, в жизни, в карьере и в бизнесе. Иногда профессиональный коуч, начиная работу, как бизнес-аналитик, перестраивается для достижения результата под лайф-коучинг. И наоборот.
Помощь специалиста будет эффективна:
Коучинг может быть независимым, либо стать подспорьем в работе штатных бизнес-тренеров и психологов. Развитие личностных качеств и поиск подходящей ниши для их реализации позволит повысить прибыль компании и найти в коллективе идеальных креативщиков, топ-менеджеров или исполнителей.
Комментарии отсутствуют