Погоня бизнеса за квалифицированными сотрудниками породила повышенный спрос на специалистов по подбору персонала. Начиная с двухтысячных, рекрутинг стал самодостаточной профессией, однако по-прежнему нет ни одного учебного заведения выпускающего менеджеров по рекрутингу или специалистов с квалификацией «рекрутер». Хорошо это или плохо, судить не нам. Нам с этим жить и работать, так как без участия рекрутера сложно представить себе взаимодействие соискателя и нанимающей компании.
Найм персонала — один из ключевых бизнес-процессов предприятия и успех бизнеса во многом зависит от квалификации рекрутера и нанимающего менеджера. Поэтому так важно, чтобы процесс найма сопровождали профессиональные HR и рекрутеры, понимающие нужды бизнеса и его специфику.
На постсоветском пространстве, основная масса специалистов по рекрутингу — это юные и даровитые создания, вчерашние выпускники ВУЗов с гуманитарным уклоном и полным отсутствием практических знаний и опыта в бизнесе. Их побудительный мотив прихода в рекрутинг — тяга к новым знаниям, саморазвитие, увлекательная работа и неуемное желание общаться с людьми. С обывательской точки зрения работа рекрутера выглядит привлекательной и творческой (что отчасти соответствует истине) и именно предвкушение «вкусной и яркой обертки», возможности получить значимость и влиять на других людей, привлекает абсолютное большинство новых адептов рекрутинга.
Обратная сторона медали заключается в том, что профессиональный рекрутер постоянно «продает», причем в обе стороны, компанию кандидату, а кандидата — заказчику (внешнему или внутреннему). Лавирование между двумя берегами куда труднее, чем кажется: нужно разбираться в поведенческой психологии, овладеть пониманием сущности разных профессией, чувствовать нюансы отношений и недосказанность мотивов, предугадывать стимулы и решения. Все это называется — умение разбираться в людях, понимать человеческую сущность применительно к бизнесу. Не все рекрутеры к этому готовы, особенно с учетом небольшого жизненного и практического опыта.
Экономные руководители, вверяя поиск и подбор персонала в руки начинающего рекрутера, незначительно сокращают фонд заработных плат, экономят на постоянных затратах и ставят под угрозу свой бизнес. Все чаще, потуги книжных рекрутеров, находить квалифицированных специалистов, напоминают процесс «решетом воду носят». Hr, прошедшие двухнедельные курсы рекрутинга пытаются «фильтровать» кандидатов, часто не понимая задач бизнеса, которые предстоит решать этим людям. Рынок труда таков, что рекрутер должен быть «неводом» способным поймать «золотую рыбку» и не упустить ее ни при каких обстоятельствах.
Суровые реалии бизнеса таковы, что отделять «зерна от плевел» не понимая разницы между первым и вторым, крайне проблематично. Сколько же людей не получили работу и сколько компаний осталось без квалифицированных специалистов благодаря славным начинаниям юных рекрутеров?! Сотни… тысячи…сотни тысяч? Чем измерять временные, эмоциональные и финансовые потери от некомпетентности и категоричности начинающих рекрутеров, возомнивших себя «входным барьером» на пути в компанию?
Дабы не ворчать впустую, хочу поумничать с пользой. Ведь и сам я когда-то был начинающим перспективным, некомпетентным амбициозным, упрямым настойчивым и пробующим всякую хрень где ни попадя проявляющим творческий подход в любых начинаниях специалистом.
«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…». Люди выбирают работодателя, старайтесь быть убедительными, чтобы выбрали именно Вашу компанию. Все пришедшие на собеседование «понесут информацию» в массы. Положительный HR-бренд помогать нанимать быстрее и дешевле.
Начните собеседования с краткого рассказа о компании и имеющейся вакансии. Дайте возможность собеседнику адаптироваться к незнакомой обстановке и почувствовать себя в «своей тарелке».
Более 80% информации человек получает не от сказанных вами слов, а из вашего поведения, манеры держаться, интонаций, мимики, жестикуляции и прочей невербалики. Если вы верите, то явственно демонстрируете свою веру, даже не говоря ни слова. Люди ощущают это и охотнее верят сами.
Не пытайте людей и не допрашивайте их, даже если Вас подмывает получить ответ на свой вопрос. Постройте разговор таким образом, чтобы человек сам захотел Вам рассказать то, что Вас интересует.
Весь мой опыт показывает, что люди не умеют читать мысли. Хотите что-то узнать о человеке — спросите. Сомневаетесь — задайте вопрос снова. Не понимаете сути ответа -попросите повторить сказанное.
Подбирая категорийного менеджера, потрудитесь узнать, что такое «ассортиментная матрица». Изучайте компанию клиента и суть искомой позиции. Google Вам в помощь.
Если перед Вами принц Монако, то он не обязательно должен быть в короне. У его высочества сегодня может быть выходной. Не судите о людях по их внешнему виду. При этом, всегда обращайте внимание на детали.
Если сомневаетесь в компетенциях соискателя, дайте ему возможность их проявить. Предложите продемонстрировать свои навыки. Особенно стриптизершам =).
Если кандидат с двумя гуманитарными образованиями косноязычен и делает в анкете десятки ошибок, не сочтите за труд — проверьте у него наличие дипломов об образовании.
Если Вам нужен продавец, не гипнотизируйте монитор, пройдитесь по магазинам и раздайте свои визитки (листовки). Нужен топ-менеджер — побывайте на встречах в деловом клубе.
Коль скоро кандидат дважды не ответил на телефонный звонок, не означает «игнор» или необязательность кандидата. Используйте все каналы коммуникаций: мессенджеры; электронную почту; sms-сообщения; социальные сети; телеграммы и письма!
Интересный Вам кандидат продолжает работать? Позвоните ему после 20.00 или в его выходной, и он найдет время пообщаться с Вами доверительно и без цейтнота. У Вас закончился рабочий день? Это только Ваши проблемы.
Всегда приходит время, когда ты не способен помнить и держать в уме все события, факты, встречи, договоренности. Не ждите, когда оно наступит, все записывайте и фиксируйте — купите планировщик или планшет=).
Нашли классного специалиста — не гонитесь за звездами. Берите и радуйтесь, ибо всегда есть кто-то круче, но он необязательно ищет работу (не готов работать за предложенные деньги; живет в Бразилии).
Хороший специалист — продукт скоропортящийся. Ежели не зачахнет в ожидании Вашего предложения, то будет съеден кем-то из конкурентов. Всегда стремитесь сократить дистанцию и время между коммуникациями кандидата с нанимателем.
Толкового рекрутера отличает хорошая эрудиция и понимание бизнес-процессов. Нет времени? Прекращайте гипнотизировать телевизор! Проходите корпоративное обучение, читайте, смотрите видео и постоянно развивайтесь.
Чем больше времени Вы будете заниматься рекрутингом, тем большее количество ошибок Вы совершите. Ошибаются все, «конь о четырех ногах, да спотыкается». Я взялся писать Вам в назидание лишь потому, что большинство своих ошибок, надеюсь, уже совершил.
Тот факт, что Вы добрались до этого пункта, уже свидетельствует о недюжинном терпении. Хотите быть профессиональным рекрутером — постоянно общайтесь с людьми и… перестаньте пялиться в монитор!
Комментарии отсутствуют