Подбор персонала Executive search Headhunting Зарплатные исследования IT рекрутинг

Нанять по-тихому: тренд или вынужденная мера?

Вернуться к списку статей

Март, 2025

Нанять по-тихому: тренд или вынужденная мера?. Фото 1

Случай из практики: Руководитель отдела по управлению персоналом компании Х (назовем ее Мариной) безуспешно искала замену уволившемуся руководителю отдела маркетинга. В компании тем временем планировался запуск крупного проекта, требующего немедленного включения нового маркетолога, который к этому моменту уже должен был разбираться в отраслевой специфике и внутренних процессах. Директор компании предложил Марине временно взять на себя еще и обязанности начальника отдела маркетинга. Мотивировал он свое предложение тем, что Марина обладает нужными знаниями о компании и продукте, стратегически мыслит и имеет навыки управления. Зарплата при совмещении должностей увеличивалась на 35%. Марину заинтересовала возможность профессионального роста, она согласилась и успешно совмещает две должности уже 1 год и 8 месяцев.

Явление, когда компании предпочитают не нанимать новых сотрудников, а перераспределяют обязанности внутри команды, называется «тихий найм». Явление это не новое, но в условиях дефицита кадров работодатели стали активнее пользоваться данной возможностью, предпочитая внутренние ресурсы внешним.

Светлая и темная стороны «тихого найма»

Нанять по-тихому: тренд или вынужденная мера?. Фото 2

  • Метод помогает экономить ресурсы компании — сокращается время и снижаются расходы на подбор, адаптацию и обучение новых сотрудников.
  • Повышение лояльности персонала — желающие расширить свои компетенции и больше заработать сотрудники получают новые карьерные возможности без необходимости конкурировать на внешнем рынке.
  • Гибкость в управлении персоналом — можно быстро закрывать потребности в кадрах без длительного процесса найма.
  • Минимизация рисков — если специалист не справится с возросшей нагрузкой, перераспределить задачи проще, чем искать замену штатному сотруднику.
  • Развитие команды — текущие сотрудники развивают soft/hard skills, что повышает их ценность для компании.
  • Вместе с тем, при непродуманном перераспределении обязанностей повышенная нагрузка на сотрудников неминуемо приведет к выгоранию и снижению мотивации.
  • Несоответствие выполняемой работы вознаграждению вызывает недовольство персонала.
  • При глобальном применении метод лишает компанию внешних талантов, не дает возможности привлекать специалистов с новым опытом и свежими идеями.

«Тихий найм» может быть эффективным инструментом для бизнеса, но его успех зависит от грамотного управления кадрами.

Как это работает

Нанять по-тихому: тренд или вынужденная мера?. Фото 3

Эксперты сходятся во мнении, что данный метод наиболее эффективен не на постоянной основе, а для закрытия временно возникающих вакансий (к примеру, сотрудник уходит в длительный отпуск), а также в высокий сезон (в строительстве или турбизнесе). По данным hh.ru более 46% компаний применяли практику тихого найма в 2024 году.

«Тихий найм» наиболее распространен в средних компаниях со штатом от 300 до 700 человек. Великаны (штат 1000+) допускают перераспределение обязанностей внутри отделов, но не более. В таких компаниях все процессы жестко стандартизированы. А вот, малый бизнес активно берет подобную практику на вооружение. В основном сотрудникам предлагают совмещать несколько не ключевых и не самых дорогих позиций.

В 2024 году тренд на совмещение позиций в малом бизнесе только усилился. Причиной тому стали кадровый голод и рост зарплатных ожиданий соискателей. Работодателям выгодно нанять одного, способного совмещать как минимум две роли, сотрудника и при этом сэкономить. Платить ему будут около трети от ставки по второй вакансии.

«Тихий найм» нередко предполагает, что сотрудника назначают на новую должность без дополнительного обучения. Но если обучение необходимо, работодатели идут на дополнительные затраты все охотнее. Практика показывает, что даже таким образом вакансии закрываются дешевле и быстрее, чем при поиске внешних кандидатов.

Работодатели чаще всего вкладываются в программы обучения для сотрудников по специализации близкой к основной, полную переподготовку заказывают редко. Спросом пользуются программы по конкретным hard skills: аналитике, продакт-менеджменту, навыкам в IT и пр. Также популярны цифровая грамотность/безопасность или работа с искусственным интеллектом. Среди программ soft skills востребованы курсы по Стресс-менеджменту, управлению временем и эмоциональному интеллекту.

Нанять по-тихому: тренд или вынужденная мера?. Фото 4

Комментарий управляющего компании «Административный ресурс» Валентины Лихачевой:

«Действительно, спрос на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в смежных направлениях деятельности, сейчас высокий. И в этом смысле высококвалифицированные специалисты с опытом работы в крупном международном бизнесе, где они были ответственны за какую-то одну функцию и справлялись с ее выполнением на очень высоком уровне, могут проигрывать в конкуренции за вакансию специалистам, с более широким функционалом в опыте, и как правило, готовых к найму на более скромных условиях. Рынок меняется, и работодатель заинтересован в команде, способной трансформироваться, и, желательно, быстрее, чем конкуренты».

По мнению экспертов Административного ресурса, тренд на «тихий найм» сохранится в 2025 году. Более того, продолжающийся дефицит кадров может заставить еще больше компаний использовать обучение и переподготовку вместо найма новых сотрудников. Опасения работодателей, что совмещение обязанностей чревато снижением качества работы, разбиваются о реалии рынка. Бизнесу необходимо адаптироваться к нехватке кадров.

В случае, если нанять внешнего специалиста все же необходимо, а своими силами сделать это не удается, Административный ресурс готов прийти на помощь. Наша команда использует обширные базы данных, профессиональные сети и специализированные платформы для поиска кандидатов, что значительно увеличивает шансы найти подходящего сотрудника.

Благодаря опыту и налаженным процессам, наши специалисты способны быстро закрывать вакансии, что особенно важно при острой нехватке персонала.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий
Политика обработки персональных данных

© 2013- ООО «Административный ресурс» Свидетельство о государственной регистрации № 191825864 выдано Мингорисполкомом 09.10.2012 года

Административный ресурс Контакты:
Адрес: В.Хоружей, 3, офис 407 220005 Минск,
Телефоны:+37544 5440022 +37529 5440022 +37517 2150022 +37544 5440022 Электронная почта: [email protected]