Хедхантер — это консультант, которого нанимают компании, чтобы привлечь лучших специалистов в отрасли, чаще всего, переманив их у конкурентов. Проекты, в которых работают хедхантеры, обходятся компаниям в 5−100 тысяч долларов США, в зависимости от рынка (Россия, Беларусь, США или ЕС), уровня позиции в корпоративной иерархии и квалификации запрашиваемого сотрудника. В Беларуси, за проекты, реализуемые хедхантерами, компании платят от 5000 до 20 000 евро, что составляет 16−20% от годового дохода привлеченного топ-менеджера.
Слово «хедхантинг», в переводе означающее «охота за головами», пришло в русский язык из английского, став синонимом другого, более точного выражения — «executive search». Последнее можно определить, как «целенаправленный поиск» или «прямой целевой поиск», то есть подбор и привлечение уникальных специалистов и руководителей компаний. Хедхантинг — это поиск и найм персонала, к которому предъявляются сверхвысокие квалификационные требования.
Консалтинговые компании, специализирующиеся на подборе топ-менеджеров, применяют технологию Executive Search при поиске профессиональных руководителей. В странах СНГ данное направление появилось в начале 90-х, когда иностранные компании стали использовать рынок труда постсоветского пространства.
Термин «executive search» редко употребляется российскими и белорусскими HR-специалистами, хотя сам метод широко применяется на практике. Его специфика — отбор высококлассных и дорогостоящих топ-менеджеров: CEO, финансовых и коммерческих директоров, главных инженеров промышленных предприятий, руководителей IT-проектов
Технология «executive search» предполагает не только поиск профессионалов, т.к. шире по своей сути. Это сложная многоэтапная работа, включающая консультации с клиентом, анализ рынка, переговоры с кандидатами, работу с возражениями и противодействием текущих нанимателей, и многое другое. Важно понимать, что задача хедхантера не ограничивается составлением списка подходящих кандидатов. Основная цель — выбор того, кто идеально соответствует всем требованиям заказчика и способен решать задачи его бизнеса. Для этого необходимо четко понимать, что нужно клиенту и как он намеревается использовать привлеченного руководителя. Консультант, в полной мере освоивший искусство подбора, должен суметь «соблазнить» наиболее перспективного кандидата, заключив с ним контракт на выгодных для клиента условиях (уровень дохода, компенсационный пакет, бенефиты и пр.), не переплачивая много выше рынка.
Headhunting топ-менеджеров не терпит отсутствие экспертизы у консультанта. Профессиональные хедхантеры зачастую проходят профильное обучение, получая знания и навыки поиска, подбора и привлечения эксклюзивных сотрудников. Сфера профессионального развития достаточно узка, что затрудняет возможность приобретения дополнительного образования в сфере деловых коммуникаций с людьми. В начале 90-х годов прошлого столетия хорошая школа, дающая знания по основам метода «executive search», была только у 6 иностранных агентств, пришедших на российский рынок. На белорусском рынке подобные компании появились лишь в начале 2000-х. Работа остальных компаний зачастую базируется на самообразовании консультантов, что не гарантирует наличия у них достаточных умений. Низкое качество услуг подрывает доверие ко всем хедхантерам: клиенты отказываются от работы по предоплате, так как не уверены в результате. Особенностью постсоветского пространства стало то, что хедхантерами стали бывшие сотрудники спецслужб, которые ранее занимались оперативной работой, контрразведывательным обеспечением различных отраслей и сфер экономики и аналитикой. Этому способствовал опыт агентурной работы, проведения вербовок, внедрения — специализированные знания и навыки, приобретенные в ведомственных учебных заведениях и в процессе службы в правоохранительных органах и силовых ведомствах.
— высокий уровень образования и общей эрудиции, полученные в хорошем учебном заведении.
— дополнительное образование в сфере менеджмента, практической и поведенческой психологии.
— практический опыт работы в бизнесе на руководящих позициях.
— возможность предоставления рекомендаций от клиентов, с которыми консультант работал ранее.
Необходимо понимать, что применять на практике технологию «executive search» могут лишь немногочисленные аналитики, которых на рынке Беларуси можно пересчитать на пальцах одной руки. Это настоящие профессионалы своего дела, выполняющие существенный объем консультационных услуг, — от мониторинга рынка труда в целом, до подбора топ-менеджеров, отвечающих всем значимым требованиям клиента.
Ключевые навыки и преимущества, которыми обладает хедхантер, следующие:
— умение убеждать людей и влиять на принятие ими решений;
— способность максимально точно понять запрос Заказчика услуг, оценить его целесообразность для бизнеса и перспективу реализации;
— опыт составления профиля позиции искомого сотрудника и карты поиска;
— навык проведения специализированных исследований рынка труда и получения данных об уровне заработной платы сотрудников, задействованных в определенном экономическом кластере или группе компаний
— умение четко обозначить требования к искомому сотруднику, его профессиональным и личностным качествам;
— владение навыками защиты информации и обеспечения сохранности конфиденциальных данных (соблюдение паритета между сведениями о кандидате и ознакомлением потенциального кандидата с информацией о компании-заказчике);
— обширный нетворкинг в сфере или отрасли профессиональных интересов и специализации хедхантера (производство, IT, банковский сектор, агропромышленный комплекс, ритейл и.т.п.);
— навык устанавливать и поддерживать устойчивые личные и деловые связи в профессиональной среде.
Хотите привлечь в компанию человека, который сделает ваш бизнес успешным? Консультанты рекрутинговой компании «Административный ресурс» помогут вам в этом, используя возможности Headhunting и Executive Search.
Комментарии отсутствуют