Подбор персонала Executive search Headhunting Зарплатные исследования IT рекрутинг

Испытание испытательным

Вернуться к списку статей

Ноябрь, 2024

Испытательный срок при устройстве на работу — мероприятие стрессовое, даже если все хорошо, компания нравится и с выполнением обязанностей проблем не возникает. Уровень переживаний настолько высок, что многие кандидаты заболевают в первые дни на новом рабочем месте. Это результат пережитого стресса и сильных подавленных эмоций.

Испытание испытательным. Фото 1

Как же пережить «испытание испытательным»? Для начала стоит изменить отношение к ситуации. Данное время является не испытательным, а тестовым. Сотрудник тестирует компанию и наоборот. Обе стороны заинтересованы найти наиболее подходящий вариант. При очевидном несовпадении интересов, прощаемся и продолжаем поиски, используя полученный опыт. Но это крайний вариант. Мы в этой статье держим курс на успешное прохождение сих бурных вод.

На документальном оформлении испытательного срока задерживаться не будем, об этом мы писали ранее.

Как построить свою работу на испытательном сроке

Только 30% сотрудников говорят о том, что при выходе на новую работу руководство позаботилось об их грамотной адаптации в коллективе. Большинству же новичков не объясняют (или делают это невнятно) их цели и задачи на испытательный срок. Удивительно, но каждый пятый специалист в первое время теряется в догадках, зачем его вообще наняли. Из-за разочарования в компании практически сразу после трудоустройства хоть раз увольнялись 28% опрошенных. Такие данные приводит исследование, совместно проведенное IT-холдингом TalentTech и биржей фриланса FL.ru.

Вывод: не стоит ждать милости от природы нанимателя, необходимо проявить инициативу! К примеру, можно обратиться к непосредственному руководству и составить план работы на испытательный срок.

Индивидуальный план работы на тестовый период решит сразу несколько задач:

  • снизит уровень стресса для новичка, а, возможно, и для его руководителя;
  • определит понятные ориентиры рабочего процесса;
  • освободит нового специалиста от необходимости обращаться к руководителю и коллегам с вопросами, которые обязательно возникнут при отсутствии четкого плана;
  • обеспечит прозрачность оценки нанятого специалиста и избавит от недоразумений, если он не сможет пройти испытательный срок.

Невыполнение всех пунктов плана не означает, что сотрудника нужно обязательно уволить. Если руководство в целом устраивает качество выполненной работы, то обучение, закрывающее проседающие зоны, решит вопрос.

Испытание испытательным. Фото 2

Важно несколько раз за испытательный срок поговорить с руководителем, узнать его мнение о своей работе, о том, что необходимо исправить. Так новичок зарекомендует себя как заинтересованный в работе и готовый к развитию специалист.

Пример из практики Административного ресурса: в ходе реализации одного из проектов в крупную компанию был трудоустроен юрист. Руководитель проекта связалась с ним через месяц и услышала, что все хорошо, специалист новым местом доволен. А еще через месяц ответ был «у меня все плохо, наверное буду увольняться». Из разговора стало понятно, что юрист получил задания от собственника с конкретными сроками, но уложиться в эти временные слоты невозможно, поскольку необходимые для выполнения заданий юридические процедуры занимают гораздо больше времени. Собственник просто не посвящен в эти тонкости, но ни ему не директору юрист сообщить о задержке не может. Руководство постоянно в разъездах, в офисе не появляется, поговорить, даже онлайн, времени не имеет.

Руководитель проекта посоветовала юристу написать руководству подробное письмо, где была бы расписана вся цепочка действий со сроками и задержка с выполнением была бы подробно обоснована. Юрист последовал совету и отметил, что письмо оказалось более информативным и наглядным, чем устное сообщение. Он сумел донести свои доводы до собственника. Данный случай имел место более пяти лет назад, юрист до сих пор работает в этой компании.

Ловушка опыта

Работодатель обычно заинтересован в опытном сотруднике, но он не ожидает, что новый человек сходу начнет диктовать свои правила и, опираясь на прошлый опыт, все делать по-своему. Наверняка, сформировавшийся в компании порядок имеет практический смысл, новому человеку пока не видимый. Даже при наличии стопроцентной уверенности, что часть процессов можно реализовывать иначе и от этого все выиграют, стоит предлагать изменения мягко, без ультиматумов. Важно не распыляться. Практика показывает, что человек, «знающий», как нужно работать всем вокруг, со своими обязанностями нередко не справляется.

Влиться в коллектив

Испытание испытательным. Фото 3

Оценивать вновь прибывшего специалиста будет не только руководство, но и коллеги. Их мнение тоже может быть учтено при подведении итогов испытательного срока.

Плохая память на имена? Записывайте! Обращаясь к человеку по имени, гораздо проще найти с ним общий язык. Лучше переспросить, если не удалось запомнить всех сразу, это нормально.

Дружелюбность, вежливость и соблюдение дистанции — самая выигрышная стратегия. Основная цель новичка — закрепиться на рабочем месте и продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества. Для этого достаточно корректного делового общения. Излишняя откровенность может привести к нежелательным ситуациям. Лучше проявить осторожность, дать возможность коллегам и себе время присмотреться друг к другу.

Ментор на время испытательного срока — отличный вариант. Возможно, это не предусмотрено правилами адаптации для новичков внутри организации, но стоит попытать счастья и попросить назначить такового. К ментору новый специалист сможет обратиться по любым вопросам и гораздо быстрее войдет в курс дела.

Внимание к мелочам! Они помогут вникнуть в ситуацию и подскажут наиболее выигрышный стиль поведения. Помимо официальной корпоративной культуры, в каждом коллективе есть еще «неписанные» правила и серые кардиналы.

Пример из жизни: в компанию, имеющую несколько направлений деятельности, пришел молодой и амбициозный начальник отдела продаж. Ему озвучили, что направление электронной коммерции полностью отдано в его подчинение. Решив свернуть горы, новый РОП очень скоро вошел в конфликт с главным бухгалтером, чье влияние было гораздо большим, чем он мог себе представить. К сожалению, испытательный срок РОП не прошел. Его идеи были инновационны, но рискованны, и когда в конфликт был вынужден вмешаться собственник, было принято волевое решение о замене РОПа.

Ненаказуемая инициатива

Испытание испытательным. Фото 4

Полное отсутствие дел и поручений для нового специалиста может являться своеобразной проверкой. Порой, не ставя перед новеньким никаких конкретных целей, руководство ждет инициативы от него самого. Если ее не случается, может возникнуть сомнение в профессионализме. Инициативу проявлять важно, особенно, если новые обязанности подразумевают самостоятельные решения и ответственность. Данного рода проверки — не самый лучший вариант, но они не редки. Важно сохранить репутацию и не поддаваться провокациям.

Новички порой оказываются в непонятных для себя обстоятельствах, чаще всего в силу непонимания ситуации и обстановки в компании. Руководители проектов Административного ресурса всегда поддерживают своих кандидатов, помогая им преодолевать трудности адаптационного периода.

Прохождение испытательного срока — это возможность показать свои сильные стороны, продемонстрировать профессионализм и готовность работать на результат. Используйте этот период как время для адаптации, обучения и формирования доверительных отношений с коллегами и руководством. Сосредоточьтесь на своих целях, будьте открыты к обратной связи, проявляйте инициативу и ответственно подходите к каждому заданию. Такой подход поможет не просто пройти испытательный срок, но и стать важной частью команды.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий
Политика обработки персональных данных

© 2013- ООО «Административный ресурс» Свидетельство о государственной регистрации № 191825864 выдано Мингорисполкомом 09.10.2012 года

Административный ресурс Контакты:
Адрес: В.Хоружей, 3, офис 407 220005 Минск,
Телефоны:+37544 5440022 +37529 5440022 +37517 2150022 +37544 5440022 Электронная почта: ares@ares.by