Ноябрь, 2024
Когда сотрудник покидает компанию, это всегда непросто. Но текучесть кадров — нормальная часть жизни бизнеса. Люди уходят, даже лучшие. Важно другое: уход не всегда означает расставание навсегда. Бывает, что спустя время бывшие сотрудники возвращаются уже с новыми знаниями, опытом и мотивацией.
Повторный найм — это шанс для обеих сторон начать новый этап сотрудничества. Истории возвращения Стива Джобса в Apple, Говарда Шульца в Starbucks, Боба Айгера в Disney — яркие примеры того, как камбэки могут стать стратегическим драйвером роста и трансформации компаний.
Однако не все возвращения столь успешны, как эти громкие истории. Ключевой вопрос: всегда ли стоит компании давать второй шанс тем, кто уже однажды ушёл?
В последние годы «бумеранги" — сотрудники, покинувшие компанию и спустя время вернувшиеся, — становятся трендом. Чаще всего это высококвалифицированные специалисты, профессионалы, которые внесли значимый вклад в развитие компании.
Причины ухода сотрудников-бумерангов разнообразны, но чаще всего они связаны с личностным и профессиональным развитием.
Для нанимателя и сотрудника-бумеранга все уже не будет «как в старые добрые времена». С момента расставания изменился и бизнес, и сотрудник. У 30% компаний возникают коммуникативные и организационными проблемами при повторном найме, так как возвращение «бумерангов» может вызывать негативную реакцию у текущих сотрудников, особенно если новые условия для бывших работников кажутся необоснованно предпочтительными. Все эти обстоятельства необходимо учитывать и проговорить в процессе собеседования. Для того чтобы возвращение сотрудников-бумерангов прошло успешно, важно помнить о нескольких факторах:
Понимание этих рисков помогает компаниям выработать системный подход к найму бывших сотрудников. Одним из возможных решений может стать разработка «Политики повторного найма».
Прием на работу может идти по пути «как всех», а можно определить «Политику повторного найма», которая позволит структурировать процесс оценки и приема бывших сотрудников, что оптимизирует работу внутренней HR-службы. Правила найма «бумерангов» определяют критерии, по которым сотрудник может рассматриваться для повторного найма; процедуру повторного найма, а также возможные льготы и бонусы в зависимости от стажа работы в компании и периода отсутствия. «Политика повторного найма» формирует прозрачный подход в привлечении сотрудников-бумерангов, способствует эффективному управлению кадрами, снижает затраты на найм и повышает продуктивность работы HR-cлужбы компании.
Разработка политики может стать важным шагом для систематизации процесса найма «бумерангов». Однако не каждая компания обладает необходимыми ресурсами или опытом для её создания. В таких случаях можно обратиться к нам, и мы поможем выстроить стратегию на основе лучших практик и адаптировать её к специфике бизнеса.
Сотрудники-бумеранги — это не просто возвращающиеся специалисты. Они — носители уникального опыта, прошедшие через осознанный выбор вернуться. Их лояльность и новоприобретенные знания способны не только укрепить компанию, но и стать катализатором позитивных изменений в команде. Исследования показывают, что сотрудники-бумеранги демонстрируют на 29% более высокую лояльность и на 27% большую эффективность в первые месяцы работы после возвращения в компанию, и 52% из них остаются с компанией более 2х лет. Они возвращаются и приносят с собой необходимую подготовку и опыт, чтобы снова приступить к работе. Делятся новыми навыками, знаниями, которые приобрели за время своего отсутствия. Их «переосмысление» ценности организации может вдохновить команду и дать понимание уникальности бренда.
Однако прежде, чем принять решение о повторном найме, важно взвесить все «за» и «против», оценить динамику в коллективе и убедиться, что условия работы изменились к лучшему. В конечном итоге, не каждое возвращение будет успешным, как в случае с Джобсом или Шульцем. Компании нужно быть готовой к рискам и помнить, что второй шанс следует давать лишь тогда, когда обе стороны готовы к новым вызовам. Эффективная стратегия найма и интеграции сотрудников-бумерангов может превратить их в важнейший актив компании.
При подготовке статьи использовались материалы «Harvard Business Review», «Forbes», «работа.бай».
Комментарии отсутствуют