Подбор персонала Executive search Headhunting Зарплатные исследования IT рекрутинг

Коммуникация без пробелов: как говорить, чтобы вас поняли правильно

Вернуться к списку статей

Октябрь, 2024

«Чтобы эффективно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга в том, как мы воспринимаем мир, и использовать это понимание в качестве руководства для нашего общения с другими людьми».

Энтони Роббинс, предприниматель, лайф-коуч

Неправильное понимание сказанного возникает даже в, казалось бы, самых простых обсуждениях. Вы говорите: «Нам нужно больше динамики в проекте». Но что это значит для каждого участника? Один поймёт, что нужно чаще обновлять статус задач, другой — что больше взаимодействия внутри команды, а третий — что нужно ускориться.

Коммуникация без пробелов: как говорить, чтобы вас поняли правильно. Фото 1

Почему так происходит?

Люди никогда не понимают так, как вы имеете в виду или хотите, чтобы вас услышали. Когда вы говорите, то создаете пространство для непонимания. Ни один человек не воспринимает информацию абсолютно так же, как её подаёт другой. Наш личный опыт, культурное окружение и социальные установки формируют своеобразные «фильтры», через которые мы пропускаем получаемую информацию. Другими словами, озвученная идея одним человеком неизбежно трансформируется в восприятии собеседника, переводится на внутренний язык слушателя с добавлением интерпретаций и новых значений. И это нормально.

Как достичь понимания, чтобы взаимодействие и коммуникации в компании были эффективны?

Прояснением и уточнением. Это — основа качественного делового взаимодействия между говорящим и слушающим. Чем больше обе стороны уточняют и проясняют, задают дополнительные вопросы, встречаются для обсуждения рабочих вопросов или промежуточных результатов, тем больше шансов на то, что стороны действительно движутся к одной цели.

Не бойтесь казаться назойливым, «непонятливым» или «непонятым». Задавайте уточняющие вопросы, инициируйте общение для исключения неясностей и «додуманности». Прояснение и уточнение помогают избежать разногласий, уменьшают стресс и снижают риск возникновения конфликтов или разногласий, способствуют развитию доверия в команде и, конечно же, в работе с клиентом.

Коммуникация без пробелов: как говорить, чтобы вас поняли правильно. Фото 2

Открытая и прозрачная коммуникация в деловых отношениях с заказчиком выстраивает доверие и укрепляет отношения, превращая вас в надёжного партнёра, с которым хочется работать снова и снова. Это также помогает предотвратить выгорание сотрудников, поскольку прояснение снижает уровень неопределённости и стресса.

Непонимание же задач, размытые ожидания, ощущение, что «тебя не слышат» не только замедляют процессы, но и привит к серьёзным нарушениям в динамике работы и, как следствие, к потерям прибыльности бизнеса.

Как освоить техники «прояснения» и «уточнения»

Задавайте уточняющие вопросы. Даже если кажется, что всё очевидно, лучше уточнить ещё раз, снять сомнения. Простые фразы «Правильно ли я понимаю, что…», «Вы имеете в виду, что…» — демонстрируют вашу вовлечённость, а также создают пространство для исправления возможных недопониманий.

Используйте парафраз. Повторяйте своими словами то, что вы услышали. Это позволяет убедиться, что вы верно поняли коллегу и открывает пространство для корректировки.

Коммуникация без пробелов: как говорить, чтобы вас поняли правильно. Фото 3

Создавайте пространство для вопросов. Позвольте коллегам свободно высказывать сомнения и задавать вопросы. Это способствует выстраиванию атмосферы доверия и уверенности.

Проверяйте ожидания, резюмируйте договоренности. В начале или в конце встречи обсуждайте ожидания сторон: что каждый понимает под словами «срочно», «приоритет» или «успешный результат». Эти понятия могут сильно варьироваться в зависимости от культурных и социальных контекстов. Резюмируйте договорённости, чтобы убедиться, что стороны одинаково понимают, к чему стремятся.

Учитывайте культурные особенности. Изучите культурные различия, если работаете в международной команде. Это поможет понять, какие моменты могут оказаться самыми сложными для понимания.

Обращайте внимание на невербальные реакции. Особенно это важно при работе с многонациональными командами. Интонации, паузы и даже продолжительность молчания могут передавать больше информации, чем слова.

Используйте визуальные материалы. Слайды, схемы и графики помогут визуализировать основные аспекты и снизить вероятность разночтений, что снижает риск двойных интерпретаций, недопонимания и ошибок в работе.

Бизнес-тренинги как инструмент развития навыков коммуникации

Коммуникация без пробелов: как говорить, чтобы вас поняли правильно. Фото 4

Бизнес-тренинги помогут команде научиться не просто «говорить», а действительно понимать друг друга, даже когда у собеседников разные культурные, социальные и профессиональные контексты. Это сделает взаимодействие внутри компании более слаженным и продуктивным, а также сократит риски, связанные с недопониманием и неверными интерпретациями.

Прояснение и уточнение — это не признак слабости, а показатель зрелости команды и её готовности к эффективной работе.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий
Политика обработки персональных данных

© 2013- ООО «Административный ресурс» Свидетельство о государственной регистрации № 191825864 выдано Мингорисполкомом 09.10.2012 года

Административный ресурс Контакты:
Адрес: В.Хоружей, 3, офис 407 220005 Минск,
Телефоны:+37544 5440022 +37529 5440022 +37517 2150022 +37544 5440022 Электронная почта: ares@ares.by