Декабрь, 2024
Способность конструктивно воспринимать обратную связь, а также давать ее другим в экологичной форме очень полезна в работе, причем как для наемного сотрудника, так и для руководителя. Для последнего данный навык бесценен, поскольку позволяет своевременно решить многие острые вопросы.
Бережная обратная связь — это не заигрывание с сотрудником и не попытки его пожалеть. Это честный разговор, который помогает руководителю открыто говорить с подчиненным о проблемах в работе, не переходя на личности, а также услышать другую сторону и сделать выводы. Как давать обратную связь, чтобы человек уловил суть, не обиделся и не закрылся?
Важно разделять понятия конструктивной критики и критиканства. Конструктивный диалог приведет к повышению результативности, помогает исправить ошибки и избежать новых в будущем. Критиканство фокусируется на негативных аспектах, игнорируя положительные, и часто служит способом выплескивания недовольства и агрессии на окружающих.
Конструктивная критика — это наблюдение, а не оценка действий. К примеру, сотрудник должен сделать работу, являющуюся частью масштабного проекта. Но в назначенное время никакого сообщения от него руководитель не видит, а задержка может привести к срыву всех сроков. Выразить недовольство можно по-разному :
Вариант 1, агрессивный: назвать сотрудника ленивым (безответственным, некомпетентным) и отчитать его для усиления эффекта при всех. Человек в ответ на упреки, пусть и справедливые, начнет защищаться, закроется, обидится. При этом выяснить реальную картину происходящего станет невозможно. То есть при наличии некого сбоя в системе решить проблему на будущее не получится, только исправить положение по факту.
Вариант 2, конструктивный: поинтересоваться, что привело к срывам сроков. Конечно, есть вероятность, что сотрудник не выполнил обязанности по причине безалаберности, но может он был чрезмерно завален другой работой. Конструктивный подход обеспечит диалог. Во втором случае, вероятно, руководитель предложит специалисту сообщать ему о перегрузках еще до наступления дедлайнов, чтобы правильно расставить приоритеты.
Как правильно давать фидбек
Также хорошо зарекомендовал себя, так называемый метод Бутерброда. Он эффективен не только в общении с коллегами, но и с близкими людьми.
Метод помогает деликатно преподнести критику. Начало разговора должно настраивать на позитивные эмоции. Можно поблагодарить человека, дать ему понять, что вы цените его вклад в работу. В середине стоит расположить информацию, которая обременит адресата: требование или критику. Сообщить, что нужно исправить и доработать. В конце снова похвалить собеседника и выразить ему поддержку.
Вот как может выглядеть рабочее письмо, написанное по принципу бутерброда:
Антон, здравствуйте.
Большое спасибо за проделанное исследование, получилось очень интересно и информативно. Но в разделе № 4 предлагаю заменить данные 2014 года на более своевременные. Уверена, с вашей помощью мы сделаем проект еще лучше. Если нужна будет информация, пожалуйста, обращайтесь.
Научиться давать конструктивную обратную связь действительно сложно, но это не только повысит работоспособность отдельного специалиста или отдела, а заодно и создаст тесную связь командой. Умение правильно излагать мысли и не давать оценки действиям — ключ к взаимопониманию между работодателями, сотрудниками и коллегами.
Комментарии отсутствуют